РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Мастерицы из Северной Осетии шьют костюмы для Мариинского театра

НИА-Алания

kostymВо Владикавказе вот уже 16 лет успешно работает филиал художественно-производственных мастерских Мариинского театра, который был открыт по инициативе маэстро Валерия Гергиева. За это время в пошивочном цехе было создано несчетное количество нарядов для таких знаменитых постановок Мариинки, как «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Борис Годунов», «Чародейка», «Пиковая дама», «Левша», «Братья Карамазовы», «Нос», «Медный всадник» и другие.

Двухэтажное здание в центре Владикавказа, бывший купеческий дом с вывеской «Филиал Мариинского театра», напоминает Мариинку даже бело-голубой окраской и некоей воздушностью облика. Удивительно, что это не закрытый объект, и даже случайный турист, оказавшийся в этом месте, может зайти в рабочий цех и увидеть, как создается настоящее искусство.
В декабре прошлого года сотрудники филиала сдали заказ на сотню с лишним костюмов к постановке Юрия Григоровича «Каменный цветок». А сегодня мастерицы трудятся над очередной большой партией, около 70 костюмов для «Сицилийской вечери», которая должна быть готова к концу февраля.
Театральный костюм — это составная сценического образа актера, это внешний облик и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера, средство художественного воздействия на зрителя. Для актера костюм — это материя, форма, одухотворенная смыслом роли. Но прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов, от идеи до материального ее выражения.
Создание одежды для актеров - дело рук одаренных мастеров. Работа начинается с эскизов, которые детально прорабатываются, к ним прикрепляются образцы тканей с тщательно подобранной цветовой гаммой и фактурой. Исторические платья требуют глубоких знаний особенностей кроя, поиска похожих материалов. Бархат, органза, тафта, парча, шерсть, гипюр, шелк — в зависимости от спектакля и эпохи, моду которой специалисты детально изучают, останавливается выбор на той или иной ткани. Эскизы костюмов обязательно заносятся в архивы: каждый спектакль — в своей папке, и таких папок в мастерской Мариинки целый стеллаж.
«Трудятся в пошивочном цеху свыше 10 хорошо знающих свое дело мастериц: «Чтобы работать здесь, нужно быть мастером высшей категории, — рассказал корреспонденту «НИА Кавказ» директор филиала Залина Цахилова. — Все наши работники - ассы своего дела, получившие образование в Москве и Санкт-Петербурге и прошедшие стажировку во всемирно известном театре. Они могут создать костюм дистанционно или, как еще говорят, заочно, без примерок, имея в наличии размеры артиста».
После того как наряды готовы, партия транспортируется в Санкт-Петербург, где на месте уже идет примерка и, в случае необходимости, окончательная подгонка под фигуру. Хотя это, по признанию самих швей, бывает крайне редко: за годы работы они изучили параметры своих клиентов наизусть. Доработки в основном касаются длины изделия и подгонки в талии. Важно учитывать и предназначение костюма, то есть то, что в этой одежде будет делать на сцене актер: ходить, сидеть или активно двигаться, для каждой задачи — свой крой. Специально для фондов филиала мастера изготавливали по одному экспозиционному костюму, но подобную практику уже прекратили, так как нарядов набралось столько, что уже негде складировать. В планах на будущее провести большую выездную выставку с экспозиционными нарядами. Стоит отметить, что филиал Мариинки обшивает не только Питер, но и Ростов, а также Северо-Осетинский театр оперы и балета, Русский драмтеатр, были так же заказы и из Чеченской республики.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.