РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

В Ардонском районе состоялось совещание под председательством врио вице-премьера Таймураза Тускаева

НИА-Алания

tyskaevМестная власть должна извлечь максимум из тех преимуществ, которые просматриваются в изменяющихся ныне подходах государства к инвестициям – об этом заявил на совещании в Ардонском районе временно исполняющий обязанности  заместителя Председателя республиканского Правительства Таймураз Тускаев.

В  обсуждении вопросов приняли участие  руководители района Тамерлан Гусов и Валерий Марзаев, временно исполняющий обязанности министра экономического развития Сослан Бесолов и его заместитель Марат Езеев, руководитель территориального органа государственной статистики Олег Быкадоров, ответственные работники районной администрации, представители местного бизнес-сообщества, производители сельскохозяйственной продукции. 

Таймураз Тускаев  напомнил, что во время своего рабочего визита  в Северную Осетию министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов  сообщил хорошую  новость о разработке подпрограммы, нацеленной на развитие северо-кавказских территорий на период до 2025 года, и по сравнению с предыдущими документами в ней будут отличия.

Если раньше в той же программе «Юг России» преобладали социальные объекты, и детально расписывались  доли финансовых средств, которые вкладывались федеральным центром и региональными властями, то  сегодня акценты смещаются.  Государство готово за счет капитальных вложений участвовать в реализации экономически обоснованных проектов по конкретным направлениям, и это – промышленное производство, транспортно-логистический комплекс и туризм, сельское хозяйство и медицинский кластер.  Указанные  сферы приложения финансовых средств и организационных усилий, по  словам вице-премьера, актуальны для нашей республики.

Как он продолжил, начиная с 2017 года  до 40% от стоимости инвестиционного проекта, намеченного к реализации в том или ином северо-кавказском субъекте,  будет финансироваться за счет федерального бюджета, а остальные 60 % - это  средства инициатора проекта, заемные средства и финансовые возможности регионального бюджета и муниципалитетов, пишет пресс-служба Правительства  и Главы РСО-Алания.   

«Это интересная модель, - отметил Таймураз Тускаев. – Есть понимание того, что без развития реальной экономики на местах, без создания собственной налогооблагаемой базы, большего наполнения бюджетов, трудно содержать и социальные объекты. В республике есть прецеденты, когда в сельских районах или во Владикавказе построили социальные объекты, которые властные структуры не в состоянии обслуживать и эффективно эксплуатировать  по той причине, что нет средств, к примеру, на оплату электроэнергии и содержание персонала. Именно поэтому взят курс на то, чтобы региональная власть и муниципальные образования могли бы сами развивать свою экономику, создавать рабочие места и посредством лучшего  наполнения бюджетов исполняли свои обязательства по содержанию социальных объектов».

Как подчеркивалось на совещании, новизна подхода, которая есть в инвестиционной политике со стороны государства, будет подкрепляться нормативно-правовыми актами на федеральном уровне.  Но  это вовсе не значит, что нужно занять выжидательную позицию на местах, или же, используя  паузу,  активно развивать дискуссию на тему: а где же взять те самые 60%, которые нужно вложить в реализацию  конкретного инвестиционного проекта по приоритетному направлению?

Времени нет, как на дискуссии, так и  на раскачку. Во –первых, есть жесткое требование до 1 марта 2016 представить из Северной Осетии тщательно проработанные инвестиционные проекты, которые смогли бы пройти не менее жесткий отбор с последующим их включением в федеральный  бюджет  2017 года. Во –вторых,  для того, чтобы иметь в наличие вышеуказанные 60% нужно создавать республиканскую корпорацию развития, в которой следует сосредоточить все имеющиеся активы, в том числе имущественные и земельные,  и такая структура призвана сыграть роль залогового фонда при реализации масштабных проектов.

Согласно предварительным расчетам, до 2025 года на реализацию инвестиционных проектов республика может получить около 29 млрд. рублей из федерального центра,  но чтобы сценарий был весьма оптимистическим, и каждый проект дошел бы до логического финала,   нужно изыскивать не менее 40 млрд. рублей.  Таким образом, достаточно сложной выглядит задача для республиканской власти и муниципалитетов, и инициаторов проектов.  

«Всем нам, нужно будет сильно поработать, - обратился к участникам совещания Таймураз Тускаев.- Просто так никто значительные финансовые средства из федерального бюджета в республику не отдаст. Поэтому задача каждого муниципального образования – систематизировать все, что есть по инвестиционным проектам, собрать всю информацию, и в ежедневном режиме, сверяясь с требованиями федерального центра, скрупулезно доводить каждый документ до логического завершения. Важна актуализация с точки зрения рыночной обоснованности,  насколько реальна отдача от вложения средств в конкретной отрасли. Ведь надо понимать, что своими деньгами рискует не только инициатор  проекта, но есть и риск для  государственных денег. Недопустимо потерять ту возможность, которая сейчас предоставляется».

Применительно к Ардонскому району, который всегда был аграрным, перспективным выглядит переработка сельскохозяйственной продукции и здесь, не нужно начинать, как говорится, «с чистого листа» - ведь был же в Ардоне консервный завод с устойчивыми позициями на рынке.  По словам главы района Тамерлана Гусова, сейчас изучаются возможности для его реанимации. Помимо вдумчивого анализа существующих сооружений и мощностей, и принятия  сугубо технических решений по каждой проблеме,  крайне важен человеческий фактор – кто будет работать  на заводе? Местная власть уже приступила к конкретной деятельности и в этом направлении.  

Как показывает практика, переработка и хранение продукции, выращенной  непростым крестьянским трудом, это звенья одной цепи, чаще всего технологической. Поэтому в ходе совещания говорилось о реализации проекта, связанного с созданием, если можно сказать,  мультикультурного  хранилища, где могли бы находиться зерновые культуры общей массой 30 тысяч тонн и около пяти тысяч тонн  фруктов.  Кроме того,  вполне реальным выглядит вариант организации производственного помещения при хранилище, где можно  проводить первичную обработку продукции,  ее расфасовку для последующей продажи потребителям.

Новым и перспективным направлением для района обещает стать и деревообработка. Предприниматель Олег Гусов длительное время работал в Витебске, по своим  полученным навыкам не уступает белорусским мастерам – мебельщикам. Он приобрел станки и оборудование, вложил собственные средств в цех, площадь которого уже превышает 500 квадратных метров, и обучил всем премудростям уже пять человек-односельчан.

«Специфика мебельного производства предъявляет суровые требования к имеющимся помещениям, но чтобы его закончить не хватает трех миллионов рублей. Нашему предприятию нужны длинные рубли. Если  бы мы работали по принципу «купи-продай», то можно было вести речь о банковском кредите, но производство требует длительных вложений, и каждый месяц рассчитываться с банком по  основному долгу и  процентам невозможно. На наше предложение отдать в виде залога оборудование банк ответил отказом, и выдвинул встречное предложение - взять в качестве залога  производственное помещение, которое мы долго строили.  Естественно, мы его не отдали», -  обрисовал ситуацию предприниматель.

Руководитель предприятия рассказал о том, что после  налаживания производства  заработная плата может превысить 25 тысяч рублей, удастся создать  еще 25-30 рабочих мест, а для обучения новичков в селение Нарт готовы из Белоруссии  приехать столяры-краснодеревщики, благодаря ранее достигнутому соглашению.

В  районе появились  идеи по развитию народных промыслов, и есть намерения реализовать один проект с известным предприятием «Изольда» - ардонцы тоже хотят продемонстрировать свои умения по пошиву национальных платьев.  Чаще всего эксклюзивные свадебные платья берут в аренду, а это  значит, что пока пустует рынок бюджетных нарядов, и есть возможность его наполнения, исходя из постепенно изучаемого спроса.

Другой проект, связанные с новым вариантом противолавинных сооружений, в этом году уже был представлен на форуме «Машук». Его автор,  житель Ардона, аспирант СКГМИ Руслан Кортиев, отметил, что по сравнению с аналогами в виде подпорных стенок и противолавинных галерей,  предлагаемый проект в пять раз дешевле, а срок службы новых сооружений до 50 лет. 

«Вкратце суть замысла в том, что лавинная масса попадает на датчик веса, включается обогрев  и снежная масса растапливается  и уходит по трубам», - пояснил он. 

Для проведения исследований уже на местности, а площадка в  Ардонском районе подобрана с помощью местной власти, нужно еще 500 тысяч рублей.  Результаты защиты данного проекта  на «Машуке» пока еще не подоспели, будут только в третьей декаде сентября, а будущие инженеры из СКГМИ и их единомышленники уже готовы  к активным действиям.   Услышав такую готовность из уст молодого ардонца, Таймураз Тускаев посоветовал обратиться в Фонд Бортника, и обещал содействие в этом вопросе.

Противолавинные сооружения, о которых зашла речь, хотя не имели прямого отношения к экономическому развитию Ардонского района, но важно, что есть молодые, инициативные люди, способные генерировать идеи, отстаивать их, и не отступать перед трудностями, и это обнадеживает, если вести речь о будущем.    

Участники совещания также рассмотрели тему, связанную с районным бюджетом, и как было отмечено, 60%  его доходной части формируется за счет налога на доходы физических лиц, 14% за счет средств,  поступающих по упрощенной системе налогообложения, и 4% - это единый сельхозналог.  Как отметил Таймураз Тускаев, единый сельхозналог должен составлять не менее 15 -20 млн. рублей, и здесь следует активно поработать местной администрации и налоговой службе.

Ардонский район за последние годы завоевал репутацию территории, где добывают песчанно-гравийные смеси, карьеры в общей сложности занимают площадь  в 86 гектаров. Помимо налога на добычу полезных ископаемых владельцы карьеров также должны платить приличную арендную плату за землю, на которой расположилось производство, обратил внимание вице-премьер. 

«Но при этом недопустимо, когда арендная плата за землю под карьерами такая же, как и за землю, где выращивается сельскохозяйственная продукция.  Арендные платежи спрятать невозможно – землю не спрячешь, и поэтому районному Собранию представителей нужно подготовить и принять нормативно-правовой акт, в котором для исчисления платежей использовать повышающие коэффициенты для тех, кто арендует землю под карьеры», - отметил он.

Как заключил по этому поводу Таймураз Тускаев, проблема, обусловленная низкой бюджетной отдачей  от карьеров, касается не только Ардонского и других районов республики, а является межрегиональной, о чем свидетельствует недавно проведенное совещание под председательством Полпреда Сергея Меликова.  Если местные земельные ресурсы дают возможность для рентабельного и уже хорошо налаженного бизнеса, значит и район должен почувствовать такой позитив через достойные налоговые платежи. 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.