Цмити: осетинское селение – ровесник Собора Парижской Богоматери
НИА-Алания
Подробности
Если смотреть издали, двигаясь по правому берегу реки Фиагдон, кажется, что южный склон горы Кариу-хох покрыт многочисленными причудливыми скалами. И лишь подъехав поближе ты понимаешь, что перед тобой - результаты трудов человеческих. Согласно преданиям, Цмити (Цимити или Цымыти) основан в начале 14 века. Однако в самой верхней части селения обнаружены строения IX-XIII веков. Считается, что его основателем был Цымыти — военачальник последнего аланского царя Ос-Бага тара, погибшего в 1306 году.
Инки ещё не построили Мачу-Пикчу, до плаваний Колумба - почти 200 лет, Иерусалим - под властью мамлюков, на Пиренейском полуострове христианские государства вытесняют арабов, Москва пока всего лишь столица московского княжества - данника Золотой орды, в Париже завершается строительство Собора Парижской Богоматери, в Цмити сооружаются первые фамильные башни. Цмити изначально являлось центром Цмитинского общества, независимой гражданской общины со своим сословным укладом, где имелся аналог законодательного собрания (нызас) и судебного органа (тархон). Впрочем, формировались они исключительно из представителей высшего сословия – уазданов. В период своего расцвета к общине примыкали три отсёлка (в них проживали фамилии, происходящие от сыновей основоположника Цмитинской общины, селиться там сторонним фамилиям запрещалось), и другие поселения близлежащей местности. Местные жители занимались скотоводством, охотой, пчеловодством, садоводством, выращивали хлеб. Славилось селение своими кузнецами-оружейниками. В Куртатинском ущелье это было, пожалуй, самое крупное селение. В конце XVIII-начале XIX веков здесь насчитывалось до 100 домов, сегодня постоянно проживают лишь две семьи, но цмитинцы обязательно раз в год приезжают в родовое селение на народный праздник. В селении - более 30 памятников архитектуры: боевых и жилых башен, склепов, святилищ, хозяйственных построек. Самые древние сохранившиеся строения, которые датируются XIV-XVIII веками (боевые и жилые башни), в Цмити находятся в его верхней части, более поздние, жилые и хозяйственные постройки XIX века - в нижней. Развиваясь, селение как бы спускалось с горы в долину. Сегодня это – фактически музей под открытым небом. Чтобы попасть в селение, Вам придётся подняться по крутой каменистой дороге. И Вы сразу попадаете в лабиринт узких улочек, образованный глухими каменными стенами. Безусловно, самыми интересными для туристов объектами являются фамильные башни. Их здесь 11. В центре села - это башня Басаевых, недалеко от неё – башня Талхановых. Последняя интересна ещё и тем, что на её стене высечен графический рисунок – петроглиф. Большинство петроглифов идентифицируются в качестве тамг – родовых знаков. Один из них, изображающий схематические фигуры людей и какого-то животного между ними, выбит на стене одного из склепов близ Цмити. Любопытно, что в других ущельях Северной Осетии петроглифы не встречаются. Основная масса фамильных башен имеет сходную конструкцию: они четырехугольные в плане, имеют пять ярусов. Входной проём расположен на втором этаже, при этом для придания башне устойчивости первый её ярус засыпался землёй и камнями. Как и все башни Куртатинского ущелья они не имеют машикулей, навесных бойниц, располагавшихся в верхней части крепостных стен и башен, так как не имеют крыш. Стоит заглянуть и в Цмитский некрополь. Он находится на север-западной окраине села и состоит из двух могильников с 16-тью наземными и полуподземными усыпальницами. По числу склепов он конечно уступает Даргавскому «Городу мёртвых», но не менее интересен. Архитектурный ансамбль Цмити можно смело поставить в один ряд со многими известными на весь мир объектами культурного наследия. Общественностью Северной Осетии вынашивается идея создания на его базе историко-туристического рекреационного комплекса, способного стать туристической жемчужиной не только этой Северо-Кавказской республики, но и всей России. Селение расположено примерно в 50-ти километрах от столицы Северной Осетии. Если Вы передвигаетесь на автомобиле, то выехав из Владикавказа на запад по трассе Р-297 (Транскам) в селе Дзуарикау Вам нужно повернуть на юг и по трассе Р-299 доехать до села Верхний Фиагдон. Далее – пешком. До села Верхний Фиагдон с автовокзала № 1 Владикавказа каждые 45 минут отправляется «маршрутка».
Фото - Яндекс
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.