РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

«Мы сдвинулись с мёртвой точки. Процесс пошёл». Интервью Ахсарбека Фадзаева, заместителя председателя правительства Северной Осетии

НИА-Алания

FadzaevФраза, вынесенная в заголовок этого материала, была произнесена в самом конце почти полуторачасовой беседы корреспондента «НИА-Кавказ» с заместителем председателя правительства Республики Северная Осетия – Алания Ахсарбеком Фадзаевым и стала резюме этого разговора.

А начали мы с констатации вещей не очень приятных. Так по итогам 2015 года республика занимала в различных рейтингах не очень почётные и явно несоответствующие её потенциалу места: 80-е – в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, 59-е – в рейтинге регионов по качеству жизни, 67-е – по показателю среднедушевого дохода (21 889 рублей). Дотации из федерального бюджета составили около 9 миллиардов рублей.

Мой собеседник не стал отвлекаться на причины сложившейся ситуации и перешёл к ответу на первый вопрос.

Какие меры планирует предпринять правительство, какие изменения в структуре экономики произвести, чтобы изменить ситуацию?

Ахсарбек Фадзаев начал с того, что уже сделано. «Мы начали с наведения порядка в собственном доме. Нужно было сделать так, чтобы каждый бюджетный рубль работал эффективно. Возможности для обеспечения тридцати процентов экономии расходов бюджета можно найти в самом бюджете. И нужно в первую очередь использовать этот ресурс. Поэтому нами были проанализированы бюджеты всех министерств и ведомств, представленные ими обоснования по всем статьям расходов на предмет их оптимизации. Ведётся постоянный контроль расходования средств по кассовому плану, утверждённому правительством республики. То есть мы отслеживанием использование каждого рубля, смотрим, куда он уходит».

Под оптимизацией в таких случаях часто понимают механическое сокращение расходов в рамках спущенных нормативов. А как это проходит у вас?

«Оптимизация не есть сокращение и это позиция и моя, и главы правительства. Это создание условий для эффективного использование выделенных денежных средств. На каких-то направлениях можно не только не сокращать, можно даже увеличить выделение средств. Но для этого необходимо перенаправить финансовые потоки оттуда, где средства используются неэффективно, туда, где им обеспечивается надлежащее использование.

Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что неэффективных расходов действительно очень много и с годами они накапливаются. Приведу всего один пример, - продолжает заместитель председателя правительства. – Спрашиваешь у руководителя министерства, сколько в подведомственном ему учреждении работников? Получаешь ответ – 10. Чем они занимаются? А непонятно, чем занимаются, но деньги исправно получают. Складывается впечатление, что с министерств и ведомств толком никто и никогда ранее за них не спрашивал. В бюджет закладывались деньги на их финансирование, задачи им ставило само министерство, они могли работать, а могли и не работать. Цель – зарабатывание денег - перед ними не ставилась. Но они могут и должны их зарабатывать на свое содержание, хотя бы частично, оказывая те же платные услуги. Здесь есть значительные резервы и выявлением их мы занимаемся. Вице-премьерам и министрам дано поручение сделать финансово-экономический анализ всех подведомственных подразделений, вплоть до их штатных расписаний: сколько человек, чем занимаются, какую зарплату получают, имеется ли контракт с руководителем и каковы его условия. У нас есть подведомственные учреждения, где руководители получают заработную плату больше, чем министры республики. Причём эти зарплаты они устанавливали себе сами!» Сейчас все это приводится, как говорится, в соответствии со здравым смыслом».

Сегодня, по словам моего собеседника, подход другой: с руководителем такого подразделения заключается контракт сроком на один год. Это даёт возможность посмотреть, что из себя представляет тот или иной кандидат. Если он эффективен – контракт продлевается, нет – руководитель меняется.

«Руководителями должны работать профессионалы, умеющие считать каждый рубль, и делать так, чтобы этот рубль работал на экономику республики», - считает Ахсарбек Фадзаев.

От мер по наведению порядка в собственном доме мы переходим к направлениям экономики, развитие которых может дать эффект в будущем, ближайшем и более отдалённом. В республике по инициативе Главы Вячеслава Битарова создан Совет по экономике, инновациям и конкурентной политике, в состав которого вошли наиболее авторитетные лица, профессионалы: ученые, специалисты в различных отраслях, практики. Совет(его заседания проводятся ежеквартально) даёт оценку предлагаемым инвестиционным проектам, сам выходит с инициативой разработки таковых. Но его главная задача - определять вектор и приоритеты развития экономики республики.

Первым в числе приоритетных отраслей экономики Ахсарбек Фадзаев назвал сельское хозяйство, так как основная масса продовольственных товаров завозится в республику из других регионов и нужно думать о продовольственной безопасности и использовании собственного потенциала. Оно способно обеспечить самый быстрый экономический эффект. Рост производства собственной продукции, создание новых рабочих мест, увеличения поступления налоговых платежей в бюджет, кроме всего прочего, повысит уровень продовольственной безопасности республики. И главным инструментом стимулирования его развития является радикальное изменение порядка оказания поддержки сельхозпроизводителям. Опыт прошлых лет показал, что раздаваемые по различным направлениям десятки видов субсидий ожидаемого эффекта не дали. Наоборот, сложилась отрицательная динамика основных показателей развития предпринимательской деятельности в РСО-Алания: в течение 2014-2015 г.г. среднесписочная численность занятых в этой сфере сократилась на 6143 чел. Как правило, основными получателями различных видов государственной поддержки являлись несколько крупных хозяйств, так как значительная часть мелких производителей либо просто не знала об их существовании, либо плохо понимала, как именно их можно получить. Часто субсидии получали фирмы-однодневки, которые исчезали после их получения.

«Сегодня мы переходим к адресной государственной поддержке, - продолжает мой собеседник, - так как мы должны знать, кому мы её оказываем. Каковы перспективы развития этого хозяйства? Каково его финансовое положение? Какой результат следует ожидать от использования им выделенных субсидий? То есть мы будем оказывать поддержку работающим и перспективным предприятиям, способным поднять отрасль, создать новые рабочие места, произвести конкурентоспособную продукцию, пополнить республиканский бюджет».

А с целью вовлечения в этот процесс широкого круга предпринимателей, в том числе сельхозпроизводителей, в республике в этом и последующих годах в средствах массовой информации, на сайтах министерств широко освещались и будут освещаться условия конкурсов. Предприниматели смогут получить необходимые консультации по участию в них и доступ к государственной поддержке. В качестве примера скажу, что только в рамках одного направления государственной отраслевой программы развития сельского хозяйства «Поддержка начинающих фермеров» было подано более 230 заявок.

«Отбором претендентов на получение государственной поддержки занималась межведомственная комиссия из представителей общественности, депутатского корпуса, различных республиканских структур и даже правоохранительных органов, - особо обращает моё внимание Ахсарбек Фадзаев. - Члены комиссии даже выезжали в районы и смотрели производственную базу каждого фермерского хозяйства, проверяли, чем оно занимается, соответствует ли заявке реальная деятельность. Следующим шагом будет контроль за целевым использованием полученных предпринимателями бюджетных средств: за тем, куда фактически будут вкладываться деньги, какой эффект они дадут в плане налоговых платежей, повышения доходов, занятых в хозяйствах и на предприятиях работников. Вот так мы понимаем адресность государственной поддержки не только сельхозпроизводителей, но и всего предпринимательства республики».

А какую продукцию поставляет на рынок республиканский агропром?

Тяжёлый вздох: «Наше сельское хозяйство пока обеспечивает потребности республики только в двух видах продукции: картофель и мясо курицы. Да, и ещё кукуруза. Ею засеяны больше половины наших полей. Это наиболее устойчивая культура для наших климатических условий. Нам, например, капусты не хватает, мы могли бы её выращивать, но нет хранилищ, не построены. Политики такой не было».

А будут когда-нибудь построены?

«Мы только начинаем строительство таких объектов: зерно-, овощехранилища. Сельскохозяйственный производственный кооператив «Де-Густо» строит фруктохранилище».

Ещё одна из приоритетных отраслей агропромышленного комплекса в республике, по словам собеседника, это разведение крупного рогатого скота мясного направления. Здесь ставка делается на мелких и средних производителей: частный сектор, крестьянско-фермерские хозяйства и сельскохозяйственные производственные кооперативы, личные подсобные хозяйства, акционерные общества и других, которых в республике на начало 2016 г. свыше 96 тысяч единиц.

Во времена Советского Союза Северная Осетия была промышленной республикой.

«Да, - соглашается Ахсарбек Фадзаев, - в соответствии с межрегиональным распределением труда тогда у нас активно развивалась промышленность, особенно военно-промышленный комплекс. Здесь была создана база по подготовке кадров, было много оборонных предприятий. Но за годы перестройки и построения рыночной экономики все они были фактически разрушены. Сегодня Главой республики предпринимаются усилия по сохранению и развитию того, что осталось. Так нами совместно с государственной корпорацией «Ростех» создана рабочая группа, которая вплотную занялась этим вопросом».

В настоящее время в отрасли работает 13 таких предприятий: 12 акционерных обществ и одно общество с ограниченной ответственностью – ВТЦ «Баспик». Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 ноября 2014 г. №2338 только 6 промышленных предприятий отрасли включены в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса страны (НИИЭМ, «Разряд», «Бином», «АЗС», «Гран», «Янтарь»). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. №1226-р указанные предприятия также включены в перечень стратегических предприятий оборонного комплекса Российской Федерации.

Сегодня эти предприятия, за исключением единиц, – планово-убыточные. По организационно-правовой форме они – акционерные общества и имеют право заниматься коммерческой деятельностью, вполне могли бы диверсифицировать производство, осваивать новые технологии и выпускать новую продукцию. Однако большинство довольствуется выполнением спущенного им оборонного заказа и только некоторые, например, ОАО «Радуга» и НПО «Бином», выпускают или начинают потихоньку выпускать товары народного потребления.

«Одна из главных причин столь плачевного положения этих предприятий – отсутствие качественного менеджмента, - считает заместитель председателя правительства. – Сейчас мы ведём работу по исправлению ситуации, подбираем совместно с собственником, «Ростехом», новых руководителей. Мы рассмотрели на очередном заседании рабочей группы подготовку планов финансового оздоровления этих предприятий, их участия в федеральных государственных программах развития промышленности с целью освобождения от долгов. Но чтобы это дало требуемый эффект, нужна параллельная программа развития этих заводов. Без такой программы смысла компенсировать накопленные ими долги нет».

«Мы понимаем, что в сегодняшнем виде эти предприятия сохранить невозможно и предлагаем «Ростеху» провести оптимизацию производств, собрать их на двух-трёх площадках, загрузить заказами, а освободившиеся площади передать республике для инвестиционной деятельности» - завершает эту часть нашей беседы Ахсарбек Фадзаев.

Ситуация в этом секторе экономики республики более или менее понятна. А как обстоят дела с развитием других отраслей?

«Мы планируем развивать производство строительных материалов и конструкций. Так предусмотрено техническое перевооружение ОАО «Завод строительных материалов и изделий» и создание на его основе современного домостроительного комбината. На этом предприятии будут выпускаться несущие и ограждающие железобетонные изделия для каркасно-монолитных зданий. Применение самых современных технологий позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, а также стоимость квадратного метра возводимых из этих конструкций многоэтажных жилых зданий. Сократятся сроки строительства объектов за счёт снижения объёмов монолитных железобетонных конструкций и узлов. Производительность труда на производстве увеличится на 30 %. Кроме того, предприятие будет выпускать облицовочный кирпич».

Поговорим о развитии отрасли, которая Вам наиболее близка, о малой энергетике. Каковы перспективы её развития?

«Да, была такая программа освоения водных ресурсов реки Урух, в 2007 году я начинал её реализовывать, построил первую электростанцию, ввёл в эксплуатацию, и она работает с 2008 года. И сегодня мы не оставляем идею развития малой энергетики. Она позволит нам сократить энергодефицит в республике, создать собственные генерирующие мощности, уменьшит зависимость от внешних поставщиков и рыночных колебаний. Это будут экологически чистые киловатт-часы. Но самое главное, что появятся условия для создания энергообеспеченных инвестиционных площадок, на которых можно развивать различные промышленные производства».

Выступая на одной из дискуссионных площадок позапрошлогоднего Сочинского инвестиционного форума министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов советовал северокавказским республикам определить ниши на российском и международном рынках, которые бы могла занять производимая в республиках продукция. На какие рыночные ниши нацелены предприятия Северной Осетии?

«Таких пока немного. Например, технологический центр «Баспик» осуществляет производство микроканальных пластин 2-4 поколений. Здесь разработаны и внедрены в производство 12 типов уникальных позиционно-чувствительных детекторов для применения в аэрокосмической области, атомной промышленности и экспериментальной ядерной физике. Эти изделия реализуются на внешнем рынке, в Германии, Франции, Швейцарии и США. Экспортным потенциалом обладает продукция таких предприятий, как ОАО «Победит» (твёрдые сплавы, вольфрамовый прокат), ОАО «Кавдоломит» (доломит различных фракций), ООО «Спецмаш» (обогреватели настенные), Группа компаний «Бавария» (пиво и безалкогольные напитки). В скором времени республика сможет поставлять на российский и внешний рынок высококачественную питьевую и минеральные воды».

Нельзя обойти вниманием перспективы развития производство алкогольных напитков. Каковы они?

«Совокупная мощность спиртовых заводов республики такова, что они могли бы покрыть потребность в спирте всей России в 1, 5 раза. Восстановив часть этих производств, мы рассчитывали ежегодно получать в республиканский бюджет значительные доходы в виде акцизов. Но, условия предпринимательской деятельности на этом рынке изменились, и сейчас актуальным является вопрос перепрофилирования этих мощностей. Он обсуждался с вице-премьером российского Правительства – Александром Хлопониным во время их приезда в республику. Выходом, с нашей точки зрения, стала бы организация производства биоэтанола и различной продукции на его основе. Однако для этого нужна законодательная база, которая бы вывела биоэтанол из числа подакизных товаров. Соответствующий законопроект уже три года ждёт рассмотрения в Государственной Думе. Ознакомившись с нашими предложениями Александр Геннадьевич (Хлопонин – прим. редакции) обещал свою поддержку. Решение этой проблемы способствовало бы существенному подъёму экономики республики».

Перейдём к инвестициям. Без них прогресс в экономическом развитии любого региона проблематичен. Готов ли инвестор вложиться в Северную Осетию?

«Мы можем предложить сегодня инвестору стандартный набор официальных мер поддержки: освобождение от части налогов, выплачиваемых в региональный бюджет, от налога на имущество в полном объёме на срок окупаемости проекта, но не более, чем на 5 лет, земельные участки, помещения. Но главное, что нужно инвестору, это гарантии защищённости его инвестиций. За рубежом таким гарантом для него является закон. У нас же он хотел бы видеть еще и некие дополнительные гарантии. Или гаранта. В лице того же, например, Главы республики. И сегодня Глава республики является таким гарантом. Он обеспечивает условия, согласно которым у нас сегодня всё правительство работает на инвестора. И мы готовы пришедшему к нам инвестору дать всё в существующем законодательном и организационном поле, без каких-либо дополнительных условий».

И кто-то уже готов вложить свои деньги в экономику республики?

«Мы только начали эту работу. Например, израильтяне, владельцы крупного агробизнеса, готовы вложиться в наше сельское хозяйство, причём, по многим направлениям: парниковое производство овощей, переработка продукции сельского хозяйства, обучение кадров. Они готовы участвовать в проектах в любой форме: как стопроцентные инвесторы, как совладельцы, как консультанты. Кстати, мы хотим провести по вопросам сотрудничества с ними бизнес-форум с приглашением на него наших соседей».

Наша беседа близка к завершению. Мой собеседник приводит только несколько цифр. В 2015 году доходы республиканского бюджета были самыми большими за последние 8 лет – 7,6 миллиарда рублей, за 2016 год ожидаются в сумме более 9 миллиардов. План на 2017 год – пока около 10 миллиардов.

«Мы сдвинулись с мёртвой точки. Процесс пошёл». На этой оптимистичной ноте мы пожали друг другу руки.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.