РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Мамисон, Северная Осетия: Строительству туристско-рекреационной зоны придан новый импульс

НИА-Алания

5226419Это красивое имя носит живописный уголок Северной Осетии в верховья рек Мамихдон и Мамисондон примерно в ста километрах от республиканской столицы.

Мамисон – это фантастической красоты пейзажи, мягкий ландшафт речных долин, ручьёв, альпийские луга весной и летом и белоснежная гладь снегов зимой и поздней осенью.

Мамисон – это великолепная бальнеология на базе известнейших источников — Тиб-1 и Тиб-2, часть из которых оборудована скважинами. Это минеральные питьевые лечебно-столовые слабоминерализованные гидрокарбонатные магниево-кальциевые воды.

Мамисон – это музей под открытым небом. Одно только селение Лисри – наглядное пособие по изучению архитектуры осетин. Здесь есть руины всех основных видов башен: боевые башни- масыги, жилые башни-ганахи, укрепленные комплексы-галуаны. А ещё - зиккуратное святилище "Мидгаудзуар" и Храм Успения Пресвятой Богородицы. Имеется множество свидетельств того, что здесь проходил Великий шелковый путь.

Мамисон – это удобные горные склоны с крутизной участков 10 – 40 градусов, по которым можно проложить горнолыжные трассы с перепадом высот в 1300 метров всех типов по международной классификации и проводить международные соревнования.

Мамисон – это чудесный климат. Среднегодовая температура + 8° С при минимальной среднемесячной за 6 снежных месяцев — −5,5° С, максимальной среднемесячной по июлю —августу +14,2°С, и до 250−300 солнечных дней в году. Устойчивый снежный покров по данным многолетних наблюдений сохраняется до середины мая на высотах от 2 200 м и выше.

К сожалению, мне так и не удалось узнать, что означает слово «Мамисон» у моих знакомых во Владикавказе. Запросы во всезнающие Яндекс и Google также остались безответными. Однако, это не важно.

Важно, что в 2013 года здесь началось строительство всесезонного туристическо-рекреационного комплекса "Мамисон". Он должен был стать частью создаваемого на Северном Кавказе туристического кластера, основу которого должны были составить горнолыжные курорты. Причём частью очень значительной. Потенциал проекта «Мамисон» был настолько высок, что он занимал порядка 35−40% всего кластера. Общая длина трасс только для первой очереди Мамисонского комплекса должна была составить минимум 100 км., самые длинные из которых - 8 км. Общая площадь трасс для катания — 2 500 га. Планировалось сооружение 15-ти подъёмников всех типов, гондольных, кресельных, бугельных, ленточных, с пропускной способностью до 6 тысяч человек. Всего первая очередь курорта должна была принять 10 000 отдыхающих. По словам Жана-Пьера Сонуа, одного из ведущих проектировщиков горнолыжных курортов в мире, входившего в своё время в совет директоров АО «Курорты Северного Кавказа», «Мамисон» имел лучшие шансы на успех среди всех горнолыжных курортов, которые входили в северокавказский туристический кластер. «Мамисон» должен был стать всесезонным курортом: зимой здесь бы работали горнолыжные трассы, в теплое время года туристы могли бы заняться альпинизмом, рафтингом, дельта- и парапланеризмом, джиппингом. Ну и конечно, здесь предполагалось развитие бальнеологии. Объём инвестиционных затрат первой очереди должен был превысить 15 млрд. рублей.

Но масштаб проекта сыграл с ним злую шутку: в период осложнения экономической ситуации в стране он первым «пошёл под нож». Было принято решение реализовывать в кластере менее масштабные и, соответственно, менее затратные проекты. О «Мамисоне» предполагалось забыть до 2021 года.

О сегодняшней ситуации и будущем курорта корреспонденту «НИА Кавказ» рассказал Вильям Гагиев, председатель комитета по туризму РСО-А.

По его словам, руководство республики никогда не отказывалось от продолжения работ по созданию курорта, даже после приостановки бюджетного финансирования. Сегодня к вопросу о возобновлении работ по строительству «Мамисона» вернулись на самом высоком уровне: Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение Минкавказу России, Минэкономразвития России совместно с АО «Курорты Северного Кавказа», правительством Республики Северная Осетия – Алания дополнительно проработать вопрос о его развитии в рамках реализации проекта по созданию туристического кластера на территории СКФО.

«Здорово уже то, что задача озвучена, сформулировать конкретные предложения по её решению – уже наша дело, - считает мой собеседник. - На создание инфраструктуры горнолыжного курорта на сегодняшний день потрачено около 2 млрд рублей. Деньги пошли на строительство линии электропередачи (ЛЭП), подстанции, водозабора и газораспределительной станцию, прокладку дороги внутри долины. Достаточно создать газовые сети, канализацию с очистными сооружениями – и можно заводить инвесторов». Вильям Гагиев считает, что возведение курорта и введение его в эксплуатацию нужно проводить поэтапно, в 2-3 этапа, каждый из которых должен представлять из себя законченный комплекс, предусматривающий для туристов возможность проживания, питания, катания, лечения, экскурсионного обслуживания и т.п. Обязательно уже на первом этапе нужно предусмотреть сооружение подъёмника. Всё это позволит довести пропускную способность «Мамисона» до 5- и даже 7-ми тысяч человек единовременного пребывания. Имеются в виду те, кто приедут в «Мамисон» не только кататься на лыжах или сноубордах, но и желающие попить минеральной воды, познакомиться с памятниками старины, позаниматься скалолазанием или альпинизмом, да даже просто пройтись пешком по ущелью.

«Туризм для Северной Осетии очень много значит в экономическом плане: новые рабочие места, дополнительные доходы бюджета, дополнительные инвестиции. А для этого нужно создавать его инфраструктуру высокого уровня. Сегодня она таковой, к сожалению, не является», - сказал в завершении нашей беседы председатель республиканского комитета по туризму.

m1m2m3m4


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.