РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Северная Осетия: на пути соединения науки и образования с производством

НИА-Алания

0-50В конференц – зале Научного центра Северо-Кавказского Горно-металлургического института (СК ГМИ) состоялся Круглый стол на тему «Актуальность внедрения научных разработок студентов и ученых СК ГМИ на предприятиях промышленного комплекса РСО – Алания». В нем приняли участие министр промышленности и транспорта РСО – Алания Хайдарбек Бутов, руководство и преподавательский состав СК ГМИ, директора промышленных предприятий.

О необходимости тесного и взаимовыгодного сотрудничества науки, образования и промышленности в республике говорят давно, но по большей степени безрезультативно. Безусловно, прецеденты успешной работы есть, но они единичны и не являют собой устойчивую систему подготовки профессиональных кадров для нужд промышленности республики. Мало и доступных, адаптированных к реалиям производства научных разработок, которые бы моги облегчить жизнь нашим предприятиям в самом прямом смысле слова.

Вот почему одним из обязательных условий презентации своих научных разработок, которые могли предложить, как студенты, так и ученые вуза, было - вести разговор на простом, не «научном» языке, чтобы практики смогли увидеть все преимущества, которые предлагают научные разработки, и взяли их себе на вооружение. «Я не случайно задал нашему Круглому столу формат дискуссии. Беда ученых, что они слишком «занаучены», и хорошие идеи излагаются труднодоступным языком, - сказал корреспонденту «НИА – Кавказ» и.о. ректора СК ГМИ, доктор технических наук, профессор Юрий Дмитрак. – За каждый доклад, который был сегодня озвучен, я готов поручиться. Это очень хороший выход на промышленность. Производственник должен понять, какой экономический эффект он будет иметь, если заключит с вузом договор и внедрит разработку на своем предприятии».

К примеру, в научной работе «Разработка методов управления единой промышленно – энергетической системой в процессе производства, распределения и потребления электроэнергии» доктора технических наук, заведующего кафедрой «Электроснабжение промышленных предприятий» Романа Клюева представлены проекты оборудования и методики, которые «выравнивают» некачественную электроэнергию, поставляемую на производство. Внедрив у себя такую защиту, промышленник может не опасаться, что станки выйдут из строя при скачкообразном напряжении. Также он сможет заведомо оценить риски при эксплуатации оборудования. Конечно, проект достаточно универсален, и он требует «подгонки» под каждое предприятие, ведь технология и условия изготовления разные, даже если заводы идентичны. «В процессе эксплуатации мы будем совершенствовать наш проект, адаптировать его под предлагаемые обстоятельства», - поясняет Юрий Дмитрак и приглашает журналистов продолжить тему непосредственно на предприятии, когда научные труды «войдут» в цеха.

Важно отметить, что участвовать в работе Круглого стола мог любой учащийся или сотрудник СК ГМИ. В результате конкурса было отобрано 10 проектов и основной акцент ставился на возможности практической реализации. ВУЗы Северной Осетии, в том числе и СК ГМИ, и ранее работали над выстраиванием партнерских отношений между наукой и производством, но последнее совещание на эту тему, где Главой РСО – Алания Вячеславом Битаровым были поставлены конкретные задачи в этом направлении, инициировало активность действий тех, от кого это зависит. «Оказать всем отраслям экономики помощь в максимально доступной форме – вот наша основная задача. Причем и наука в результате заключения договоров будет иметь от такого сотрудничества определенную выгоду», - отметил проректор СК ГМИ по научной работе и инновационной деятельности Рустем Темираев.

Такой формат очень полезен для работы и будет использован и далее. Наука, образование и производство – три неразрывных составляющих одного глобального процесса. Промышленности для развития нужна наука, а науке нужно реализовывать свои достижения на прикладных площадках. Между ними стоит образование, ведь только высококвалифицированный, «заточенный» на производство специалист может «запустить» всю это сложную систему драйверов, которая в свою очередь плодотворно повлияет на развитие региональной экономики в целом. «Нам нужно найти точки соприкосновения с наукой, зажечь студентов для того, чтобы рождались новые научные проекты, - так определил задачу своего участия в заседании Хайдарбек Бутов. – Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Удалось заключить трехстороннее соглашение между заинтересованными сторонами для активного внедрения дуального обучения».

Теория – в аудиториях, практика – на производственных базах предприятий – в этом смысл дуального обучения. В свое время так и было. При крупных заводах и фабриках существовали конструкторские бюро, кафедры, лаборатории, институт наставничества. Теперь приходится восстанавливать хорошо забытое старое.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.