Туризм на Северном Кавказе: взгляд в будущееНИА-Алания
Северный Кавказ в «советский» период российской истории был местом привлекательным для туристов: до трёх миллионов человек ежегодно отдыхали на Кавказских Минеральных Водах, сотни тысяч отправлялись в походы по пешеходным маршрутам Кавказского хребта, десятки тысяч штурмовали заснеженные вершины и сплавлялись по бурным горным рекам.
В постсоветский период интерес к региону у соотечественников упал. Тому способствовало и падение железного занавеса (россияне получили возможность посмотреть на мир своими глазами, а не глазами популярного ведущего телепередачи «Клуб кинопутешествий» Юрия Сенкевича), и развал существовавшей некогда системы санаторно-курортного лечения, и кризис отечественной туристической отрасли, и известные трагические события на Северном Кавказе. Однако в последнее время мы вновь обратили свои взоры к этому уникальному во многих отношениях уголку России. И хотя сегодняшнему туристическому потоку ещё далеко до «советского», число приезжающих в регион на отдых увеличивается ежегодно в полтора-два раза. Этому способствует и восстановление инфраструктуры индустрии отдыха, и реконструкция автомобильных дорог, и результат серьезных усилий, предпринимаемых федеральными и местными властями по формированию позитивного образа региона в глазах наших сограждан. Весной этого года на уровне Правительства Российской Федерации было принято решение о разработке Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года. Информируя 8 ноября членов Общественного Совета при Министерстве РФ по делам Северного Кавказа о ходе разработки проекта Стратегии заместитель Министра Ольга Рухуллаева отметила, что туризм в силу его мультипликативного влияния должен стать драйвером развития экономики региона и способствовать решению социальных проблем. В регионе имеются возможности для развития всех наиболее популярных сегодня в мире видов туризма – от пляжного и горнолыжного до событийного и экологического. «Необходимо выработать стратегическое видение развития туризма на всём Северном Кавказе. Мы считаем, что разработка и утверждение Стратегии создаст хороший задел для того, чтобы мероприятия по всем отраслям экономики синхронизировать с теми задачами, которые мы сформулируем по итогам разработки Стратегии», -сказала Ольга Рухуллаева. На первом этапе подготовки Стратегии группа её разработчиков с целью мониторинга состояния туристической отрасли проехала по всему Северному Кавказу от Дербента до Ставрополя, была проведена серия экспертных сессий с участием отраслевых экспертов из Москвы, представителей органов власти субъектов СКФО, муниципалитетов, представителей деловых кругов и средств массовой информации. О некоторых итогах проделанной работы корреспондент «НИА-Кавказ» беседует со Станиславом Аристовым, советником Министра РФ по делам Северного Кавказа. Начинаем с терминов. В выступлении Ольги Рухуллаевой на заседании Общественного Совета Минкавказа России (о котором упоминалось выше – примечание редакции) было сказано о двух понятиях, вводимых при разработке Стратегии – якорная дестинация и эталонная дестинация. Что такое туристская дестинация? Разные источники дают разную трактовку этого термина. Мой собеседник поясняет на образном примере: построен новый дом и прежде, чем прокладывать дорожки от него и устраивать газон, всю территорию вокруг дома вспахивают, а затем смотрят, куда жители протоптали тропы и уже по этим тропам прокладывают дорожки. Допустим, есть некая привлекательная для туристов территория. И нужно посмотреть, куда по этой территории туристы уже протоптали самую широкую и самую утрамбованную дорожку. Именно там и находится туристская дестинация. «То есть «якорная» туристская дестинация – это главная дестинация, обладающая наиболее узнаваемыми ресурсами, наибольшим количеством и наилучшим качеством объектов туристской инфраструктуры на данной территории». А что такое «эталонная туристская дестинация»? «Эталонная» туристская дестинация – модель «якорной» дестинации, совокупность туристских ресурсов и объектов туристской индустрии, которая способна обеспечить её конкурентоспособность на российском и мировом рынке туристских услуг. В идеале, - продолжает советник министра, - в ходе разработки Стратегии мы должны определить как минимум одну якорную туристскую дестинацию в каждом субъекте СКФО». После определения якорных дестинаций их сравнят с эталонной и далее, уже в рамках различных мер господдержки и государственно-частного партнёрства, будут определяться пути и средства доведения её до эталонной («дорожная карта»), в том числе и в первую очередь – финансовые. Соответственно, приоритетное внимание будет обращено на дестинации, в которых соотношение затрат и ожидаемого экономического эффекта показывает высокий удельный вес доходной составляющей. Здесь же, считает советник министра, начнёт работать принцип региональной конкуренции: те из субъектов округа, которые сформируют в сотрудничестве с отельерами и туроператорами более проработанный и грамотный план дальнейшего развития региональных якорных дестинаций в последствии могут рассчитывать на включение в международные туристические маршруты. Что показал первый этап работы? Наш корреспондент попросил советника министра рассказать о том, решение каких основных вопросов следует заложить в Стратегию. Станислав Олегович выделил таковых три. 1.Кадры. Люди, которые будут реализовывать Стратегию и доводить якорные дестинации до эталонных. «Самым важным показателем, характеризующим ту или иную дестинацию, является человек, – говорит наш собеседник. – Практически любую географическую территорию может превратить в настоящую туристскую дестинацию "невероятно энергичный" человек и команда единомышленников. Это может быть владелец гостиницы или ресторана, фермер или глава сельского поселения, который отлично ведет своё дело. Проехав весь Северный Кавказ, мы видели несколько таких территорий, где активность одного человека зачастую без господдержки показывает удивительные результаты роста турпотока». Вместе с тем, в ходе всех экспертных сессий, поднимался вопрос о кадровом голоде в отрасли. «Это не кадровый голод, а упущения в кадровой политике собственников объектов туриндустрии, - считает советник министра. - Сегодня Ростуризм готовит в вузах менеджеров высшего звена, Роструд в ссузах поддерживает переподготовку среднего управленческого персонала. Но большая часть этих кадров оказывается невостребованной. Потому что на управленческие должности собственник к примеру отеля зачастую ставит своего родственника, свояка и т.п., не имеющего соответствующей профессиональной подготовки. И управляется его отель соответствующим образом. И гость остаётся недоволен отдыхом, каким бы комфортабельным этот отель ни был. Другая сторона той же проблемы: собственник гостиницы на горнолыжном курорте вполне удовлетворён стопроцентной загрузкой в горнолыжный сезон и не задумывается о вопросе, как использовать свою гостиницу в межсезонье». «А вместе с тем его объект при загрузке в межсезонье на льготных условиях может и должен приносить больший доход, если организовать более эффективное управление, - продолжает собеседник. - Мы хотим заложить в стратегию задачу организации подготовки, в первую очередь, управленческого персонала и регулярно знакомить наших бизнесменов от туризма или топ-менеджеров с опытом их коллег из стран - лидеров по отдельным видам туризма. Чтобы те на своём примере показали, как эффективное управление тем же отелем позволяет зарабатывать на нём гораздо больше. Ничто так не стимулирует в работе, как положительный пример. Мы хотим соединить обучение с практическим обменом опытом». 2. Транспортные потоки. Здесь Станислав Аристов сослался на древнюю китайскую мудрость: «Если хочешь стать богачом – построй дорогу». И разъяснил: «На экспертных сессиях мы заслушали проблемы всех регионов, перевели все их пожелания для улучшения ситуации в рубли, и получили сумму в несколько десятков миллиардов рублей. Но если взглянуть на проблему с другой стороны, то понимаешь, что даже выделение этих средств конкретным субъектам федерации не решит задачу радикального увеличения туристического потока на Северный Кавказ. А вот, например, строительство дороги, соединяющей Кавказские Минеральные Воды с Черноморским побережьем Кавказа, может в значительно мере способствовать росту турпотока в обоих направлениях по маршрутам море – горы - море. По ней устремятся на Чёрное море жители Центрального и Поволжского федерального округов. Турист из той же Казани, направляющийся в Сочи, не может не обратить внимание на красоту мест, по которым он проезжает, и наша задача создать условия, чтоб очередной отпуск или хотя бы его часть, турист провёл на Северном Кавказе. Новая дорога приведёт новые потоки туристов. С этим фактором сегодня связан рост туристического потока в той же Белоруссии». Советник министра не разделяет скептицизма нашего корреспондента на тему наличия на Северном Кавказе большого количества международных аэропортов: «Чем больше у нас воздушных ворот будет, тем лучше». Немаловажную роль играет и решение проблемы беспрепятственного въезда в регион и комфортного перемещения по нему. На федеральном уровне с Пограничной службой ФСБ России необходимо будет решать вопрос об упрощении процедуры допуска туристов к объектам, расположенным в приграничной зоне, ликвидации очередей и задержек на пограничных пунктах с Грузией и Азербайджаном. Неудобства туристам доставляют и проверки паспортов на федеральных контрольно-пропускных пунктах на административных границах субъектов СКФО. 3. Сеть. «Сегодня в регионе отсутствуют связи как между якорными дестинациями, так и туристическими маршрутами внутри самих дестинаций. – пояснил собеседник. И причина тому – нет сетевого управления туризмом, связанного в единую систему, нет единого информационного центра. Тот же прибывший на Кавказские Минеральные Воды на 21 день отдыхающий и пожелавший часть времени потратить на знакомство с туристскими объектами региона не имеет возможности обратиться в благоустроенный визит-центр (по аналогии с европейскими государствами) за полной информацией о предоставляемых ему возможностях на территории всего округа». «Даже единая методология подсчёта туристов, приезжающих в регион, отсутствует. Сегодня достижение экономического эффекта от управления чем-то возможно лишь при наличии какого-то механизма этого управления. На создание системы управления туристической отраслью на Северном Кавказе как сетью в нашем понимании и должна быть, в первую очередь, направлена Стратегия развития туризма в СКФО», - считает Станислав Аристов. В числе важных вопросов, которые необходимо будет решать при разработке Стратегии на федеральном уровне, является вопрос землепользования в особо охраняемых природных территориях, где имеются значительные ограничения на хозяйственную деятельность. Многие дестинации располагаются как раз на таких территориях и развитие их инфраструктуры без решения этого вопроса невозможно. Мы поговорили и об экскурсионной деятельности в регионе. Будет ли она как-то затронута в Стратегии? Мой собеседник отметил, что как раз в том, как решить её проблемы, у него имеется наибольшая ясность: «Сегодня формируются поправки к Федеральному закону № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» в части обязательной аттестации гидов-экскурсоводов и гидов - переводчиков. Предполагается передача этих полномочий регионам, которые и будут вести реестры экскурсоводов. Но мы хотим создать на Северном Кавказе единый реестр СКФО, подписав соответствующий коллективный договор со всеми субъектами округа. В случае принятия этих поправок с 2019 года каждый гид будет иметь свой индивидуальный номер, который будет указан на его бейджике. Любой турист сможет ввести этот номер в свой мобильный телефон, снабжённый соответствующим приложением, и получить исчерпывающую информацию о гиде: маршруты, на которые он аттестован, рейтинги и другую информацию из профиля гида». «Мы будем прорабатывать и вопрос создания ассоциации или саморегулируемой организации (СРО) гидов-экскурсоводов. В Стратегии также будет прописан механизм самоуправления туристической отраслью и контроль над ним со стороны государства и местных властей», - говорит Станислав Аристов. Событийный туризм. Чтобы существенно повлиять на туристический поток, нужны события уровня российских и международных фестивалей, конкурсов, спортивных чемпионатов, причём ежегодно. Как будет развиваться это направление? «В качестве первого этапа в Стратегии мы укажем на необходимость составления единого календаря событий в регионе. Затем рекомендуем соответствующим министерствам и ведомствам подумать над организацией ряда международных мероприятий на территории Северного Кавказа», - сказал Станислав Аристов. Одним из таковых мог бы стать, по его мнению, Международный Кавказский фестиваль «Мариинский – Владикавказ». Первый из них уже прошёл в этом году. И в завершении разговора мы коснулись темы информационного обеспечения и разработки Стратегии, и развития индустрии туризма в регионе. В Стратегии, по словам собеседника, предусмотрен целый раздел - «Продвижение». Предполагается создание информационной инфраструктуры, занимающейся продвижением региона как привлекательного туристического направления. Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
|