РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Выбор руководством Северной Осетии не популистской, а прагматичной социально-экономической политики на пользу республике – Максим Васьков

НИА-Алания
784Политолог, доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета, руководитель научного центра международных и межрегиональных исследований "Мир Кавказа" Максим ВАСЬКОВ дал оценку состоянию дел и перспектив развития Северной Осетии.
 
– Максим Александрович, как в принципе политологи, работающие вне изучаемого региона, оценивают происходящее в нем, и как на фоне других субъектов выглядит Северная Осетия?
– Мы по крупицам годами собираем информацию и проводим многомерный анализ обширного фактического материала о состоянии дел в разных сферах жизни изучаемых регионов. Со временем получается картина в динамике, и тогда мы можем строить прогнозы развития ситуации в отдельном субъекте или федеральном округе.
Ваша республика представляет большой интерес для исследования, особенно в последние годы. Здесь социально-политические процессы стали развиваться заметно быстрее, чем в других субъектах округа, и при этом в правильном направлении с точки зрения общественных интересов.
 
– Чем вы это объясняете?
– Выбором руководством республики непопулистской, а прагматичной, экономически целесообразной социально-экономической политики. Для исправления экономической ситуации, в которой она оказалась 2–3 года назад, это является единственным правильным путем.
И вот это сильно отличает Северную Осетию от многих других регионов страны, руководство которых преследует лишь одну цель – добиться высокого уровня одобрения своей деятельности населением. Это один из главных показателей оценки эффективности губернаторов Администрацией Президента РФ.
Самый очевидный и простой способ угодить населению – взять кредит в банке и нарастить темпы строительства социальных объектов, жилья. К сожалению, многие регионы выбирают этот популистский путь. Однако наращивание госдолга ведет к структурным макроэкономическим проблемам, которые не позволят даже в среднесрочной перспективе реализовать важные экономические программы. Тем не менее руководители с политическими амбициями игнорируют подобные риски.
В Северной Осетии качественно иная ситуация. Здесь удалось нарастить темпы строительства социальных объектов без увеличения долговой нагрузки на республиканский бюджет. Более того, в короткий срок был значительно снижен госдолг со 120 до 89% от уровня собственных доходов республиканского бюджета, при этом существенно увеличили доходную базу.
Результат на самом деле исключительный. К примеру, даже наш более богатый субъект, Ростовская область, не может похвастать таким управленческим результатом. На Юге России, пожалуй, только Краснодарский край добился подобного за счет резкого роста доходов в туристической отрасли.
 
– Что вы считаете основными проблемами в экономике нашей республики?
– Главная проблема всего Северо-Кавказского округа изменение демографической структуры населения и, в частности, трудовых ресурсов. Сегодня в СКФО наблюдается дефицит квалифицированных специалистов, а планы ускоренного развития региональной экономики предполагают обеспечение новых или воссоздаваемых производств востребованными рабочими и инженерными кадрами.
У этой проблемы два решения – самостоятельно готовить специалистов либо приглашать из других регионов страны или зарубежных государств. Второй путь неизбежно повысит уровень социальной напряженности, так как сузит для местных жителей и без того небольшой рынок труда.
В Северной Осетии я вижу понимание необходимости переориентации системы образования на имеющиеся и на перспективные потребности экономики. Знаю, что ее руководством уже поставлены четкие задачи перед системой образования.
В этом вопросе ваша республика выгодно отличается от других регионов округа, как и в том, что Северная Осетия всегда была родным домом для многих народов. Осетинский народ веками вырабатывал и сегодня укрепляет традиции уважения к представителям других культур и верований.
 
– В прежних программах Минкавказа по развитию СКФО упор делался на туризм и сельское хозяйство, а наукоемкое промышленное производство в них практически отсутствовало. Специалисты говорят об опасности такого перекоса, ведущего к исчезновению на Кавказе рабочего класса и технической интеллигенции и превращении региона в сырьевой придаток. Вы разделяете эти опасения?
– В идеале, конечно, нет. Вокруг агропромышленного комплекса и сферы туризма должны быть созданы сопутствующие промышленные производства, обеспечивающие данные отрасли необходимой продукцией. Сегодня сельское хозяйство – это не крестьяне с косами, а конкурентоспособный агропромышленный комплекс, высокотехнологичная и наукоемкая отрасль, квалифицированные специалисты и современное оборудование.
И здесь необходимо создавать предприятия по производству сельхозтехники и оборудования для перерабатывающей промышленности, где также нужны классные специалисты разных уровней.
Если взять туристическое направление, то под него требуются предприятия по производству и обслуживанию канатных дорог, медоборудования, спортивной экипировки…
В таком случае озвученная вами проблема не возникнет, но для этого нужны средства, которых на Северном Кавказе нет, и нужен стратегический подход не только на республиканском и окружном уровнях, но и на федеральном.
 
– В этой связи, на ваш взгляд, что нам сулит смена руководства Минкавказа?
– До настоящего времени процесс социально-экономического развития регионов СКФО воспринимался узко. Деньги вкладывались в мегапроекты по очень ограниченному количеству направлений, в основном в инфраструктуру туризма. Дело правильное, но существенных системных результатов такой подход не принес, успехи носили частный характер.
Министерство же создавалось как государственная структура, решающая проблемы на стратегическом уровне и обеспечивающая равномерное развитие всех регионов округа. Очевидно, что нужно менять стратегию и при этом видеть причины проблем СКФО не только в экономике. Есть вопросы культуры, образования, идеологии, политики, без внимания к которым невозможно обеспечить качественный уровень жизни людей.
Будет ли системность в работе? Увидим. Настрой у меня оптимистичный, пожелаю Сергею Викторовичу (Чеботареву. – Прим. ред.) удачи, и будем надеяться, что он сможет изменить саму стратегию подходов к решению проблем регионов Северного Кавказа. Сергей Викторович – человек прагматичный, не был замечен в спонтанных эмоциональных решениях, всегда и все просчитывает, осторожно принимает решения, всегда прогнозирует их конечные результаты. У него большой опыт работы на Кавказе, прежде всего он аппаратный политик. У аппаратной политики своя логика – она не допускает резкого изменения курса. Поэтому пока не вижу причин для быстрых и кардинальных перемен в работе министерства.
Ожидаемые изменения в стратегии работы Минкавказа от узкого проектного подхода к системному методу откроют перед Северной Осетией дополнительные возможности, обусловленные существующей материально-технической и кадровой базой, а также наличием богатых традиций промышленного производства.
Уже сегодня вам есть с чем выходить на федеральное финансирование, например, на базе договоренностей с госкорпорацией "Ростехнологии" о возвращении в ее орбиту некоторых бывших предприятий ВПК. Однако решающим условием успешного взаимодействия республики и Минкавказа будет оценка министерством эффективности выполнения здесь федеральных целевых программ.
Желаю руководству и народу вашей республики успехов в реализации имеющихся и новых стратегических планов!
 
– Спасибо и вам за пожелание и за то, что нашли время для беседы!
 
По материалам газеты "Северная Осетия"

Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.