РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

В Санкт-Петербурге прошел второй Международный совет ректоров горно-технических университетов

НИА-Алания

6822 сентября 2017г. в Санкт-Петербургском горном институте прошёл Второй Международный совет ректоров университетов, имеющих горно- технический профиль образования. На форуме присутствовало 115 ректоров из 51 страны мира.

На сегодня, пожалуй, это одна из самых авторитетных и уважаемых в мировом горном сообществе площадок для обсуждения вопросов, посвящённых развитию высшего горного образования в стране и за рубежом. На этот раз главной темой форума стало обсуждение вопроса по созданию Международного центра компетенций в горно- техническом образовании под эгидой ЮНЕСКО. Ведущий специалист департамента науки и образования ЮНЕСКО выступил с содержательным докладом, в котором поднял вопросы развития высшей горной школы в развивающихся странах.

Помимо ректорского корпуса на форуме присутствовали руководители Министерства науки и образования РФ, Министерства энергетики РФ, ведущих горно- добывающих компаний, представители отечественных и иностранных компаний- мировых лидеров в разработке программного обеспечения, в том числе для высшей горной школы и горных предприятий, директора департаментов органов исполнительной власти и международных организаций- партнёров.

Открыл форум ректор Санкт-Петербургского горного института профессор Литвиненко В.С. В своём докладе Владимир Стефанович отметил важность обсуждаемой проблемы с точки зрения подготовки молодых специалистов - горных инженеров- новой формации. "Это должны быть специалисты, готовые после прохождения краткосрочной адаптации на горном предприятии уметь работать на современном производстве практически в любой стране мира. А для этого мы должны в достаточной степени унифицировать наши учебные программы подготовки горных инженеров, добиться студенческой академической мобильности, осуществлять преподавание на английском языке и совершенствовать подготовку преподавательских кадров"- подчеркнул г. Литвиненко. На форуме развернулась широкая дискуссия по вопросам тематики, связанной с основной повесткой дня. Выступающие единогласно отметили важность и назревшую необходимость в решении вопроса о синхронизации действий образовательных организаций, органов законодательной и исп! олнительной власти, промышленных предприятий в области подготовки горных инженеров для мировой горнодобывающей отрасли. От Республики Северная Осетия-Алания в работе Международного совета ректоров принял участие исполняющий обязанности ректора Северо-Кавказского горно-металлургического института профессор Дмитрак Ю.В.

Приводим речь Ю.В. Дмитрака на Совете ректоров:

"Уважаемые коллеги- участники Второго Международного совета ректоров университетов, имеющих горно-технический профиль образования. Разрешите мне от лица всего трудового коллектива Северо-Кавказского горно-металлургического института поблагодарить вас за приглашение участвовать в столь представительном форуме и за предоставленную возможность выступить и обсудить с коллегами один из наиболее значимых на сегодняшний день вопросов - подготовку горных инженеров в плане международной кооперации использования высококвалифицированных специалистов для нужд горнодобывающих предприятий мира. Отдельно я хочу выразить слова искренней

благодарности ректору этого прославленного вуза Литвиненко Владимиру Стефановичу за его идею собрать в этих стенах под эгидой ЮНЕСКО практически всех ректоров горных вузов мира, представителей органов власти, горных предприятий для обсуждения важнейшего вопроса, стоящего в повестке дня нашего собрания. Анализируя предыдущие выступления моих коллег, я обратил внимание на их озабоченность ситуацией, которая может возникнуть при чрезмерном увлечении унификацией учебных программ подготовки специалистов. Многие мои коллеги высказывали опасения, что полная унификация - это трудная и практически невыполнимая задача. Я бы добавил, что это и не нужная задача.

При такой постановке вопроса возникает существенный риск потерять самостоятельность и своеобразие университета, неповторимость творческих подходов в подготовке специалистов в нём и в конечном итоге привлекательность для работодателя. Ведь у каждого университета есть своя "изюминка", свои традиции преподавания и ведения научной деятельности, лучшие элементы которых, безусловно, надо использовать в других вузах. Но вместе с тем сегодня ситуация в мировом научно-педагогическом сообществе такова, что интеграционные процессы требуют нового подхода в подготовке высококвалифицированных кадров для горнодобывающей отрасли, основой которого является академическая мобильность студентов. Возникают на первый взгляд вроде бы два взаимоисключающих фактора, усложняющих решение этого вопроса. С одной стороны, мы должны обеспечивать академическую мобильность, а, значит, максимально унифицировать учебные планы, а с другой стороны, нам надо сохранить своеобразие вуза, его уникально! сть и способность готовить специалистов для конкретных предприятий, осуществляя корпоративную подготовку горных инженеров.

На мой взгляд, есть простой выход из этой ситуации. Предлагаю максимально унифицировать учебные программы, прежде всего, по общеобразовательным дисциплинам: математике, физике, а также техническим дисциплинам, которые не могут быть отнесены в разряд общеобразовательных по причине чтения их только на технических направлениях подготовки. Я имею в виду такие предметы, как теоретическая механика, теория машин и механизмов, сопротивление материалов, детали машин и др. Думаю, вы согласитесь со мной, что определить объём и содержание курса по вышеуказанным дисциплинам для всех вузов горного профиля будет значительно проще, чем унифицировать учебные планы по спецдисциплинам, читаемым на старших курсах. Конечно, и в этом случае не надо доводить ситуацию до абсурда. Понятно, например, что для будущих горных инженеров- механиков по теоретической механике необходим раздел "Теория колебаний", а для маркшейдеров очень важен углублённый раздел, посвящённый сферическому движени! ю твёрдого тела.

В результате, если в каждом университете мира, ведущим подготовку горных инженеров, общеобразовательные и общетехнические дисциплины будут читаться по одним учебным программам, каждый студент без ущерба качеству образования получит возможность для обучения в университете по выбору. Например, он может поступить в германский университет, потом переехать в США, а потом какое- то время обучаться в российском университете. За это время студент получит возможность познакомиться с университетом, узнать национальные особенности и традиции страны, понять привлекательность для себя университета и местных горных предприятий в плане трудоустройства. А на старших курсах, поучившись в разных университетах и странах, студент уже осознанно сделает выбор в пользу того или иного университета и предприятия. Вот здесь то и пригодится уникальность университета и проявится его та самая "изюминка", ради которой будущий горный инженер и сделает свой выбор".


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.