В Северную Осетию, к местам силы с Асланом Марзоевым
НИА-Алания
Подробности
Власти Северной Осетии уделяют пристальное внимание развитию туризма в республике. В конце 2018 года была принята региональная программа развития туризма с «дорожной картой», в которой прописаны все этапы. «Мы нацелены на то, чтобы возрождать туризм в республике". - сказал Глава РСО-А Вячеслав Битаров во время встречи с заместителем председателя Совета безопасности России Дмитрием Медведевым в июле прошлого года.
НИА Кавказ начинает публикацию серии материалов, рассказывающих о туризме в Северной Осетии. Наш первый собеседник – руководитель компании «Иристон Тревел» Аслан Марзоев. И поговорим мы о маршруте «Места силы Осетии». Пять дней гости республики знакомятся с местами, наполненными силой и величием. И одновременно, необъяснимым теплом и светом. В Дигорском ущелье они посетят высокогорные села Галиат и Камунта, увидят башню Абисаловых в Махчесске и Церковь, построенную во 2-ом веке, места, которые в глубокой древности использовались в культовых целях. В Цейском ущелье туристы смогут полюбоваться горой Монах и ознакомиться со святилищами Реком и «Мады Майрам». А как создаются туристические маршруты? - Каждая туристическая компания, разрабатывая маршрут, в первую очередь хочет чем-то удивить гостей, которые пойдут или поедут по этому маршруту. Мы стремимся внести свою изюминку в базовый маршрут, который утверждается республиканским Комитетом по туризму. На какую аудиторию рассчитан маршрут «Места силы Осетии»? - На любую. Мы рекомендуем его в том числе и для семейного туризма. Так как на маршруте есть объекты, как никакие другие интересные именно семьям. Например, святилище «Мады Майрам». «Мады Майрам», святое место Божьей Матери, представляет собой маленький кубический сруб, покрытый толстыми досками и камнями, установленный на груде камней. Через квадратное отверстие молящиеся кладут свои приношения. Сруб окружен небольшим двориком. Здесь есть две святыни Майрам и к обеим ходят молиться женщины, желающие родить детей. У маленькой святыни молятся о даровании девочек, а у той, что побольше - о даровании и мальчиков и девочек. Борис Басиев, хранитель святилища, утверждает, что в семьях, где десятилетиями не было детей, после таких молитв стали рождаться сыновья и дочери. Впрочем, с учетом того, что среди молодых людей становится популярными интерес к эзотерике, древним верованиям и культам, такой маршрут может быть рекомендован и им, считает Аслан. То есть маршрут носит и познавательный, и лечебный характер? - Конечно, - улыбается мой собеседник. А что осетины понимают под «местом силы»? — Это место, которое способно помочь человеку в решении его проблем. «Мады Майрам», о котором речь шла выше, помогает женщинам. Расположенное в том же Цейском ущелье святилище «Реком» (оно тоже включено в маршрут, о котором мы говорим). Вход в него женщинам заказан. Туда за благословлением идут мужчины. Реком являлся многофункциональным божеством, к нему обращались и за исцелением от болезней, и за защитой от злых сил. Святилище Рекома – это центр культа Уастырджи, являющегося покровителем мужчин. В ходе всего маршрута гостям Северной Осетии рассказывают легенды и истории о, казалось бы, невероятных событиях, которые находят свое подтверждение как в рассказах очевидцев, так и в артефактах. В качестве примера Аслан Марзоев поведал мне, что в 1998-м году в селении Чикола Святой Георгий – Уастырджи спускался на крышу одного из домов и оставил свои следы на снегу. Этому событию было посвящено много статей, публиковались фотографии этих следов. Живы свидетели этого события, с которыми туристы могут пообщаться. В зависимости от направленности интересов группы, в маршрут могут быть внесены некоторые изменения. Так поездка в Чиколу — это некая дополнительная опция. Такой же опцией может быть и посещение Рощи Хетага, которой в маршруте нет (Роща Хетага - сохранившийся участок леса почти идеально круглой формы площадью около 13 гектаров, расположенный в Алагирском районе Северной Осетии. Осетины почитают рощу как священное место. Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага сюда съезжаются люди со всей республики, а также из соседней Южной Осетии – прим. редакции). Еще один интересный объект на маршруте – Церковь в Махчесске. Время её строительства оценивается специалистами по-разному – от 2-го до 6-го веков нашей эры. Недалеко от нее – жертвенный камень. Сегодняшний турист как никакой турист ранее – большой любитель фото и видеосъемок, и особенно селфи. По ходу маршрута им есть где запечатлеть себя? - Таких мест очень много. Люди, впервые приезжающие к нам, впадают в состояние восторга от увиденного. В качестве примера собеседник приводит «лавочку счастья» в Куртатинском ущелье. Это место обнаружили, когда в горах искали место для установки ретранслятора. Поразительно красивое место, где под вами висят облака, которые как бы отрезают вас от основного массива гор, и вы словно парите над ним. Попасть туда можно только на автомобилях повышенной проходимости. Но от фото этих местах друзья и подписчики в соцсетях придут в восторг. В Дигорском ущелье это Камунта и Галиат, полузаброшенные села, где сохранился аутентичный быт осетинского селения двухсот-трехсотлетней давности. Некоторые жители этих сел никогда не спускались на равнину, они не пользуются телефонами и другими благами современной цивилизации. Здесь есть много чего, что достойно быть сохраненным на фотографиях туристов. На фото – святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.