К 1100-летию Крещения Алании: беседы о дохристианской религии алан
НИА-Алания
Подробности
В следующем году будет отмечаться 1100-летие крещения Алании. После обращения Главы Республики Северная Осетия-Алания Вячеслава Битарова к президенту страны в октябре 2017 года Владимир Путин подписал Указ о проведении празднования этого знаменательного для всей России события. Корреспондент НИА Кавказ побеседовал с доктором филологических наук, старшим научным сотрудником Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Дианой Сокаевой. Тема наших бесед - дохристианские верования алан.
Собеседница настояла именно на определении «верования», так как считает, что этот термин точнее отражает ситуацию, чем термины «языческая религия» или «культы». - Картину этих верований мы получаем на основе научных реконструкций, в основе которых – сравнение современных верований осетин с верованиями скифов (скифы - древний кочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV в. н. э.), сарматов (сарматы — древний народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря), массагетов (массагеты - ираноязычный кочевой народ, обитавшего на территории Скифии), иранских кочевых и оседлых племен. Информацию об этих народах мы можем найти в трудах Геродота (древнегреческий историк), Марцеллина (древнеримский историк), Страбона (античный историк и географ Римской Греции). И эти реконструкции дают основания предполагать, что аланы были носителями культов тех народов, о которых мы говорили выше. Поговорим об отдельных персонажах осетинского эпоса. В работах Василия Абаева, известного советского и российского учёного-филолога, языковеда-ираниста, краеведа и этимолога, упоминается ваюг или воиг, как весьма популярная фигура в осетинских демонологических верованиях, в сказках, в эпосе. - Воиг – от иранского божества ваю, которое упоминается в Авесте (Авеста - собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским» - Википедия). Там он божество смерти, враждебное человеку. Не существовало каких – либо культов, посвященных воигу, в духовной культуре осетин он отражен только в сказках, нартовском эпосе и в топонимике. Как должен был вести себя человек, чтобы не навлечь себя гнев этого бога? - В силу вышесказанного - никак. Это сказочный персонаж, который утерял сакральность. В сказках его легко обманывают, потому что его размеры и физическая сила сочетаются с глупостью. В отличие от демонических существ осетинской мифологии, «нижних» (дьяволов, чертей, джинов, бесов) и «верхних» духов. Относительно них у осетин были разработаны схемы поведения. Так во время приема пищи осетины, чтоб задобрить чёрта, не доедали последний кусок, считая, что это доля чёрта. - А вот бог кузнечного дела Курдалагон – это уже сакральный персонаж. Он тоже фигурирует в сказках и легендах нартовского эпоса. Но эта сакральность не вынесена в реальную жизнь. Есть сакральные персонажи, которые имеют святилища, им посвящаются молитвы, а есть персонажи, у которых нет святилищ. - Огонь был предметом специального культа. Огонь в обычной речи осетин зовется «арт». Но осетинский язык сохранил и его культовое наименование - Артхурон, «Огонь-солнцевич». Огонь в культе назывался сыном Солнца. Название Артхурон применялось также к особому пирогу, изготовленному в честь бога огня. Культ солнца со временем превратился в культ пирога. Так из нескольких частей ритуальной жизни осетин и вырисовывается культ Огня-Солнца. Какие дохристианские святилища вы могли бы назвать? - Святилище Аларды в селении Згид. Аларды – небожитель, который изображался в виде красного крылатого чудовища с безобразным ликом, наводившим страх на людей. Его культ связан в древним ритуалом очищения от эпидемических заболеваний: оспы, кори, глазных болезней. Чтобы ослабить его гнев, осетины строили в его честь многочисленные святилища. - Святилище «Нари Сослан», Кресло Сослана, в дигорском селении Нар. Сослан – один из самых популярных героев в нартовском эпосе осетин, представляющий наиболее яркий архетип Солнца. Посвященный ему праздник проходит в день летнего солнцестояния. Диана Вайнеровна разделяет точку зрения тех ученых, которые утверждают, что Сослана можно считать дохристианским божеством. Как и Батрадза, также одного из главных персонажей осетинского нартского эпоса, грозового божества. Как и Дзерассу, дочь владыки водной стихии Донбеттыра. Темой нашей следующей беседы станет аланский культ семи богов. На фото – святилище Аларды в селении Згид в Северной Осетии
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.