Доля людей с низким уровнем финансовой грамотности с 2018 г. по 2022 г. сократилась с 44% до 29%
НИА-Алания
Подробности
О развитии финансовой грамотности рассказала декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, руководитель Северо-Кавказского межрегионального методического центра по финансовой грамотности Оксана Ступникова
Современный мир стремительно меняется, и финансовая сфера не является исключением. На рынке постоянно появляются новые финансовые инструменты, разобраться в которых весьма непросто не только обычным россиянам, но и специалистам, имеющим экономическое, профильное образование. В этой связи возрастает роль и значение повышения финансовой грамотности населения. Данная задача реализуется государством с 2011 г. и за последние годы видна положительная динамика уровня финансовой грамотности. Так, доля людей с низким уровнем финансовой грамотности с 2018 г. по 2022 г. сократилась с 44% до 29%, а доля россиян со средним уровнем грамотности достигла 61%. Таких показателей удалось достичь благодаря системной, планомерной работе, которая велась по повышению уровня финансовой грамотности со всеми категориями населения, начиная с воспитанников детских садов и заканчивая пенсионерами. В данную работу были включены Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, вузы, коммерческие банки, страховые организации, Пенсионный фонд РФ, независимые финансовые консультанты и др. Проводимые исследования демонстрируют, что рост уровня финансовой грамотности произошел за счет получения и использования навыков планирования семейного и личного бюджета, ведения учета расходов, формирования сбережений. Низкий уровень финансовой грамотности продолжают демонстрировать лица, проживающие в сельской местности и отдаленных территориях, которые практически не пользуются цифровыми услугами и мало знакомы с финансовыми продуктами. Появление новых финансовых инструментов на российском рынке дает возможность эффективнее, удобнее и безопаснее управлять своими финансами, что вызывает к необходимости проведение дальнейшей работы по повышению финансовой грамотности населения. Так, за последний год активно стала развиваться система быстрых платежей (далее - СБП), которая показала ежеквартальный рост количества пользователей СБП в среднем на 15%. СБП позволяет мгновенно (до 15 секунд) переводить деньги другим людям по номеру телефона, а также оплачивать товары и услуги по QR-коду. Преимуществом является то, что переводы можно совершать круглосуточно 365 дней в году. Негативным моментом является то, что данные переводы являются безотзывными. Еще одним новым инструментом является появление NFC-стикеров, которые предназначены, в первую очередь, для пользователей айфонов, для осуществления бесконтактной оплаты. Они представляют собой стикер в виде наклейки на заднюю панель смартфона с NFC-чипом, который передает сигнал в телефон в случае необходимости оплаты покупки бесконтактным способом. Первыми банками, которые заявили о выпуске таких стикеров, стали Тинькофф Банк, Альфа-Банк, Сбербанк, ВТБ, Почта Банк. Одним из преимуществ стикеров является возможность оплаты услуг без наличия карты. Также стикер можно переклеивать с одного телефона на другой. К недостаткам относится риск утери стикера (если отклеится), а также риск невозможности проведения оплаты из-за некорректного прикрепления (пример: наклейка в верхней части задней панели). Поэтому необходимость правильного и эффективного использования новых финансовых инструментов обусловливает продолжение работы по повышению уровня финансовой грамотности населения.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.